ihistorian_2 (ihistorian_2) wrote,
ihistorian_2
ihistorian_2

Categories:

Методология исследования повседневности.


Статья академика РАН Полякова «Человек в повседневности (исторические аспекты)», опубликованная в журнале «Отечественная история», №3, 2000г.

Тезисно.

Задача истории повседневности — "обрисовать образ жизни людей в историческом разрезе, выявляя общее и особенное, неизменное, сохраняющееся столетиями, и новое, ежедневно рождаемое буднями» (С.125)


Академик отмечает, что для зарубежных историков история повседневности, наряду с гендерной историей, историей «возрастов» и исторической демографией, является важнейшим направлением научных исследований (С.126)

ihistorian: еще бы — с историей классов и классовой борьбы, с социально-экономической историей в марксистской версии капитализм нахлебался изрядно, - пусть уж ученые мужи занимаются такими темами, как «История гомосексуализма и лесбиянства», «Выживание подростков в средневековой Швеции», «Участие женщин в контрабанде в Средиземноморье в XIX в.», «История самоубийств», «Романтическая любовь и семейная жизнь» и т. п.


Вывод академика Полякова: «Огромное внимание, огромный интерес к проблемам повседневности, прежде всего семьи и секса»(С.126).

Вывод ihistorian'a: современные историки в основной массе боятся поднимать острые социально-экономические и политические темы. Историческая наука деградирует в поп-историю, вместо использования исторического опыта в решении современных проблем, предпочитает развлекать образованного читателя научными версиями скандальных публикаций желтой прессы. «Британские ученые» forever...


“Настало время, когда необходимо всерьез и масштабно заняться изучением различных сторон человеческого бытия»(С.127), - пафосно заявляет престарелый академик, полжизни потративший на цитирование Маркса и Ленина. «Кто бы сомневался», - комментирует ехидный ihistorian, послушно выбравший повседневность в качестве темы для своей диссертации.

«Надо изучать не только производственную, политическую деятельность, не только культурные и научные достижения, а его, человека, как такового, его жизнь, какой она была и какой стала», - дает инструкцию молодым историкам заслуженный мастер советской школы.

«Вот почему на наших глазах растет «поколение пепси», никогда не слышавшее о достижениях своих предков», - понимает ihistorian.


Академик описывает источниковую базу для исследований повседневности.

С удовлетворением вижу, что практически все группы источников мною используются:

1)Специальная литература, документация, которые раскрывают, например, вопросы здравоохранения, жилищного строительства и т. п.

2)Материалы смежных дисциплин — экономики, юриспруденции и др.

3)Массив статистики.

4)Воспоминания, в превую очередь рядовых граждан.

5)Этот пункт специально процитирую: «... следует сказать о массовой печати, в том числе областных, районных газетах, о многотиражках. Это Зеркало нашей жизни, хотя порой и кривое. Российская печать XX в. содержит стоько разной информации — хроникальных сообщений, кратких заметок, репортажей, критических корреспонденций, тематических статей, вплоть до судебных отчетов, - что наши дела и дни предстанут в весьма широком спектре»(С.131).

6)Художественная литература. «Художественные произведения, повествующие о современной жизни, со временем превращаются в исторический источник, содержат ценные наблюдения и сведения о человеческой психологии, людских взаимоотношениях и настроениях».

7)Социологические обследования. Это и обследования семейных бюджетов и анкетирование.

8)Письма и дневники.Но тут «огромная сложность — увидеть большое в малом, доказать типичность тех явлений, о которых идет речь в мемуарах, дневниках, письмах, показать общее и особенное. Мы допустим грубую ошибку, выбирая отдельные, случанйые факты и примеры и выдавая их за массовое явление»(С.131).


Заканчивает свою методическую статью академик Поляков так, что мне хочется согласится:

«Существует опасность ухода в мелкотемье, утери концептуального подхода, видения историеческого процесса в целом, появления возможности за деревьями не увидеть леса, ухода в описательность, опасность преувеличения частностей... Мы можем увлечься и опустить науку до уровня дамского рукоделия, изучать историю общественных уборных и организацию чистки штиблет на улицах. Во всем нужна мера»(С.131-132).

«Мы думали, что решениями партии и правительства сумеем перевоспитать человека, за короткий срок превратить его в активное, высокосознательное существо, думающее прежде всего об интересах общества, алишь потом о своем благе. Но эта задача не решена ни в одном государстве, ни при одном режиме. Процесс перевоспитания человека оказывается длительным, сложным»(С.132).





Фотографии в альбоме «Повседневность: понятие, методология.» mitrofan-alyabjev на Яндекс.Фотках

















Tags: источниковедение, методология, мнение ihistorian'a, повседневность, современная историография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments